Регламентация оказания государственных услуг

До проведения реформы не существовало единых стандартов для сферы государственных услуг. Не были установлены сроки предоставления услуг, исчерпывающий перечень документов, ограничения оснований для отказа. Логика реформирования системы предоставления государственных услуг требовала стандартизации.
Стандартизация ликвидировала противоречивые множественные инструкции и ведомственные приказы, устранила дублирование действий сотрудников госорганов, автоматизирует соответствующие административные процессы. В этом смысле стандартизация – необходимый шаг для перевода государственных услуг в электронный вид.
Как базовый элемент стандартизации административные регламенты государственной услуги должны были:
•    обеспечивать минимизацию расходов времени и иных ресурсов получателя государственных услуг;
•    предусматривать возможность обращения с запросом в орган, оказывающий государственную услугу, в письменном виде или с использованием информационно-коммуникационных технологий;
•    обеспечивать минимизацию действий, количества документов, требующихся от получателя услуг;
•    закреплять измеряемые параметры требований к качеству и доступности государственной услуги;
•    учитывать мнение и интересы получателей государственной услуги.
Минэкономразвития России провело полную инвентаризацию подлежащих регламентации государственных услуг, предоставляемых гражданам и предпринимателям федеральными органами исполнительной власти. Результаты этой работы – подробные сведения о предоставлении каждой государственной услуги – легли в основу информационной системы реестра государственных услуг, сведения из которой доступны гражданам с помощью интернет-портала государственных услуг gosuslugi.ru.
В настоящее время административный регламент является основным документом, содержащим всю необходимую информацию, предусмотренную законодательством, необходимую как для граждан, так и для должностных лиц:
•    сроки оказания услуги,
•    перечень документов,
•    основания для отказа,
•    административные процедуры,
•    ответственность и порядок обжалования действий (бездействия) должностных лиц,
•    контактная информация,
•    стандарт комфортности и другое.
В июле 2011 года сведения о 100% государственных услуг федеральных органов исполнительной власти опубликованы в реестре и на портале государственных услуг. Сейчас реестр содержит сведения о 665 государственных услуг, а также о 176 контрольных и надзорных функциях федеральных государственных органов. Кроме того, в информационной системе реестра размещена информация о более чем 14100 услугах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. На муниципальном уровне в реестр внесены сведения по более чем 31500 муниципальным услугам.
Была завершена работа по регламентации и включению в Федеральный реестр информации по муниципальным услугам, а также услугам, предоставляемым органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Внедрены механизмы досудебного обжалования на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Осуществлен переход от регламентации одиночных услуг к регламентации комплекса государственных и муниципальных услуг, охватывающих целую сферу жизненных интересов граждан – «дача», «автомобиль», «рождение ребенка» и так далее.
Кодексом об административных нарушениях установлена ответственность чиновников и сотрудников многофункциональный центров (если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния):
•    за непредоставление услуги или нарушение установленных сроков оказания услуг – в размере от 3 000 до 5 000 рублей;
•    за требование документов и (или) платы, не предусмотренных федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, – от 5000 до 10 000 рублей;
•    за нарушение порядка или сроков рассмотрения жалобы или незаконный отказ, уклонение от принятия ее к рассмотрению – от 20 000 до 30 000 рублей.
31 июля 2012 года регламентация государственных услуг была завершена. Было утверждено 540 административных регламентов услуг (функций) федеральных органов исполнительной власти. На  региональном и муниципальном уровнях утверждены более 9000 и 15000 административных регламентов соответственно.
Административные регламенты государственных (муниципальных) функций и услуг позволили систематизировать полномочия органов государственной власти, восполнить нормативные правовые пробелы в законодательстве Российской Федерации, упорядочить административные процедуры.
Минэкономразвития России организован регулярный независимый мониторинг качества предоставления государственных и муниципальных услуг. Прежде всего, Минэкономразвития России проверяет соблюдение закрепленных в административных регламентах стандартов предоставления государственных услуг.