Досудебное обжалование

Ранее оспорить действия государственных служащих при оказании государственных услуг можно было либо в вышестоящем органе власти либо в суде. Как правило, жалобы переадресовывались другим государственным служащим, которые фактически не несли никакой ответственности за формальный ответ или игнорирование жалобы.
Обращение в суд — процесс затратный и по времени и по деньгам. Ранее все обращения граждан и организаций в органы власти рассматривались в общем порядке в течение 30 дней. К тому же вопрос иска зачастую вообще теряет актуальность для заявителя на момент вынесения судебного решения. При этом по итогам рассмотрения таких обращений не всегда принимались конкретные меры по устранению допущенных нарушений в сфере оказания государственных и муниципальных услуг. А количество претензий от граждан в различные органы власти и обращений в суд только растет.
Было трудно вычленить из большого количества различных обращений граждан и организаций в органы власти жалобы на конкретные нарушения, допущенные органами власти при предоставлении государственных и муниципальных услуг, рассмотрение которых должно осуществляться в специальном порядке и в более короткие сроки.
По данным исследования 2012 года, из поступающих в администрацию Президента Российской Федерации обращений абсолютное большинство — около 80 % — составляют жалобы на работу органов исполнительной власти разного уровня. При этом их количество растет каждый квартал в среднем на 15%, хотя эти обращения связаны не только с жалобами на работу государственных служащих, оказывающих государственные и муниципальные услуги.
В декабре 2011 года были приняты поправки в Федеральный закон от 27.07.10 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», закрепившие процедуру рассмотрения претензий, а также в КоАП, в части установления  административной ответственности чиновников за нарушение прав граждан при предоставлении государственных и муниципальных услуг.
С 1 января 2012 года после вступления в силу изменений в 210-ФЗ у органов исполнительной власти и у органов местного самоуправления появилась обязанность по рассмотрению жалоб на нарушения порядка предоставления государственных и муниципальных услуг.
Такие жалобы рассматриваются чиновниками в течение 15 календарных дней с момента регистрации. Граждане могут оперативно подать жалобу в письменной или электронной форме в органы власти через их официальные сайты или Единый портал госуслуг, а также по единому телефону доверия.
И главное – государственный служащий несет ответственность за качество оказания государственных и муниципальных услуг. Процедура следующая: гражданин подает жалобу в орган, предоставивший услугу. Требования к жалобе минимальны, поэтому помощь юристов и консультантов для подготовки жалоб не требуется. Если эта жалоба удовлетворяется – материалы по результатам жалобы направляются в прокуратуру. Если претензия не удовлетворена, гражданин может обжаловать отказ в суде. В случае признания судом неправомерности отказа, к ответственности привлекается государственный служащий, отказавшийся удовлетворить жалобу.

При этом административная ответственность должностных лиц за несоблюдение порядка процедур и сроков, за требование документов, информации и платы, не предусмотренных административными регламентами и иными нормативными правовыми актами, установлена в размере штрафа от 3 до 10 тысяч рублей. Благодаря данным изменениям в законодательстве жалобы оперативно рассматриваются под контролем органов прокуратуры, а общее количество обращений граждан как в органы власти, так и в суды, значительно сократилось.

Важно помнить, что досудебное обжалование нарушения порядка предоставления государственной и муниципальной услуги представляет собой альтернативу обращению в суд и не является обязательным этапом. Заявитель вправе самостоятельно решить, в каком порядке обращаться за восстановлением своих нарушенных прав. Однако досудебное обжалование позволяет это сделать более оперативно, чем судебные процедуры.