Межведомственное взаимодействие

Для выполнения ключевой задачи реформы – повышения качества и сокращения сроков предоставления государственных услуг – потребовался переход на качественно новый уровень межведомственного взаимодействия. С этой целью была создана система электронного межведомственного взаимодействия (СМЭВ).
В 2010 году принят ключевой закон для модернизации системы предоставления государственных услуг – Федеральный закон №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», которым установлен запрет для государственных служащих требовать от получателей государственных и муниципальных услуг документы, уже имеющиеся в распоряжении органов власти.
С момента вступления закона в силу уже направлено около 11 миллионов межведомственных запросов – столько раз гражданам не пришлось тратить время на очереди за справками в госучреждениях.
Переход на межведомственное взаимодействие, в свою очередь, требовал реализации полноценной электронной системы обмена данными. Для решения этой задачи была создана юридически значимая система межведомственного электронного взаимодействия. С 1 октября 2011 года все федеральные ведомства перешли на электронное взаимодействие, и при оказании более 360 государственных услуг чиновникам было запрещено требовать справки или документы с информацией, которые уже есть в распоряжении других федеральных ведомств.
Процесс создания системы межведомственного взаимодействия оказал влияние не только на технологическую сторону оказания услуг, но и позволил заметно оптимизировать внутренние процедуры, сформировать новые компетенции у участвовавших в работе сотрудников ведомств, устранить противоречия в требованиях органов власти при оказании услуг. Так, например, было выявлено 264 избыточных документа, которые органы власти запрашивали у получателей услуг.
С 1 июля 2012 года межведомственный режим распространен на региональный и муниципальный уровень. Именно на региональном уровне предоставляются самые массовые услуги, количество заявителей по некоторым из которых превышает 5 млн. человек. Это такие услуги, как пособие по уходу за ребенком, получение субсидий на оплату ЖКУ, пособие на оплату общественного транспорта и другие.
Всего около 80 типовых региональных услуг и порядка 20 типовых муниципальных услуг  в каждом регионе должны предоставляться в новом режиме. На текущей стадии проекта по переходу на принцип межведомственного взаимодействия на региональном и муниципальном уровнях в нем принимают участие более 27 тысяч органов власти.
В декабре 2011 года законодательно установлено, что многофункциональный центр предоставления государственных услуг является полноправным участником межведомственного взаимодействия, что предоставляет возможность запрашивать по межведомственным каналам имеющиеся в распоряжении ведомств сведения, избавив гражданина от необходимости ходить за разными справками. В ближайшей перспективе возможность получения услуг по принципу «одного окна» будет реализована во всех муниципальных районах и городских округах, а также в сельских поселениях и удаленных населенных пунктах.
Такой масштабный проект по синхронизации работы ведомств потребовал от Минэкономразвития России разработки и внедрения методик, которые позволяют описать и стандартизировать взаимодействие по обмену информацией между органами власти. Минэкономразвития России оказало методическую поддержку перехода с 1 октября 2011 года федеральных органов исполнительной власти и органов государственных внебюджетных фондов на предоставление 367 государственных услуг в рамках межведомственного взаимодействия, а с 1 июля 2012 года – органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации  и органов местного самоуправления.
Межведомственное взаимодействие является одним из ключевых компонентов перевода госуслуг в электронный формат. По этому направлению достигнуты заметные показатели:
•    367 федеральных государственных услуг переведены на межведомственное взаимодействие;
•    766 документов ведомства должны получать самостоятельно, по межведомственным каналам, не требуя их с заявителей;  
•    264 документа были признаны избыточными, и ведомства отказались от их использования.
В ближайшее время необходимо:
•    перевести контрольно-надзорные функции в режим межведомственного взаимодействия;
•    установить унифицированный способ и единый стандарт обмена информацией.
Весь проект по переводу предоставления госуслуг в режим межведомственного взаимодействия максимально прозрачен и открыт для граждан. На сайте информационного агентства «Интерфакс» создан специальный раздел «Справки нет» (interfax.ru/spravkinet), в котором представлены результаты мониторинга Минэкономразвития России по переходу регионов на межведомственное взаимодействие.